Руслан Альбертович Белов.
...спроектированный еще до начала второй мировой
войны этот японский бомбардировщик отличался от американских ма-
шин чрезвычайно низкой живучестью и слабым стрелковым вооруже-
нием. Наибольшее количество его огневых точек составляли 4 пуле-
мета калибра 7,7 мм. Никакой броневой защиты пилота и других членов экипажа на нем не было и в помине... Кроме того, бензобаки G4M нисколько не
были протектированы, и также не осуществлялся их наддув ней-
тральным газом, чтобы обеспечить хоть минимальную пожаробезопас-
ность. Поэтому сбивался этот тип самолета чрезвычайно легко, и
американцы недаром прозвали его "безотказными зажигалками". Впро-
чем, то же самое можно сказать практически про любой японский са-
молет.
Однако, такая ситуация сохранилась не навсегда. Тысячами те-
ряя свои бомбардировщики, к концу войны японцы все-таки осознали
идиотизм своего пренебрежения живучестью самолетов, и стали уси-
ливать именно эти качества. В частности на G4M для каждого члена
экипажа установили бронеспинки, ввели полное протектирование бен-
зобаков, с наддувом их нейтральными газами. А так же, заменили
вредные мелкокалиберные пулеметы четырьмя 20-мм пушками.
Надо отметить, что установка 20-мм оборонительных пушек вещь
сама по себе бесполезная, без применения других мер живучести.
Дело в том, что броня (даже нетолстая) требует от противника
подходить как можно ближе к цели, чтобы пробить ее. Но кормовые
авиапушки наоборот - заставляют истребители держаться как можно
дальше от бомбардировщика. То есть - броня и оборонительное ору-
жие увеличенного калибра взаимно многократно усиливают защитное
действие друг друга.
Результат для G4M был достаточно хорош: известен случай, ког-
да одинокий G4M в полете над океаном атаковали сразу 6 мощнейших
американских истребителей "Уайлдкет" с шестью крупнокалиберными
пулеметами на каждом - общим количеством 36 12,7-мм пулеметов
против одного бомбардировщика! Целый час они просто издевались
над ним, расстреливая его под любыми ракурсами, а у несчастного
видимо давным-давно кончились патроны... Но американцы так и не
смогли поразить его! Дело кончилось тем, что когда в изрешечен-
ных бензобаках этого "Бетти" кончился бензин - он просто зацепил
волны. Но поразительно - как долго он выдерживал безжалостный
огонь противника! То есть, живучесть самолета G4M в середине и в
конце войны - это две большие разницы...

войны этот японский бомбардировщик отличался от американских ма-
шин чрезвычайно низкой живучестью и слабым стрелковым вооруже-
нием. Наибольшее количество его огневых точек составляли 4 пуле-
мета калибра 7,7 мм. Никакой броневой защиты пилота и других членов экипажа на нем не было и в помине... Кроме того, бензобаки G4M нисколько не
были протектированы, и также не осуществлялся их наддув ней-
тральным газом, чтобы обеспечить хоть минимальную пожаробезопас-
ность. Поэтому сбивался этот тип самолета чрезвычайно легко, и
американцы недаром прозвали его "безотказными зажигалками". Впро-
чем, то же самое можно сказать практически про любой японский са-
молет.
Однако, такая ситуация сохранилась не навсегда. Тысячами те-
ряя свои бомбардировщики, к концу войны японцы все-таки осознали
идиотизм своего пренебрежения живучестью самолетов, и стали уси-
ливать именно эти качества. В частности на G4M для каждого члена
экипажа установили бронеспинки, ввели полное протектирование бен-
зобаков, с наддувом их нейтральными газами. А так же, заменили
вредные мелкокалиберные пулеметы четырьмя 20-мм пушками.
Надо отметить, что установка 20-мм оборонительных пушек вещь
сама по себе бесполезная, без применения других мер живучести.
Дело в том, что броня (даже нетолстая) требует от противника
подходить как можно ближе к цели, чтобы пробить ее. Но кормовые
авиапушки наоборот - заставляют истребители держаться как можно
дальше от бомбардировщика. То есть - броня и оборонительное ору-
жие увеличенного калибра взаимно многократно усиливают защитное
действие друг друга.
Результат для G4M был достаточно хорош: известен случай, ког-
да одинокий G4M в полете над океаном атаковали сразу 6 мощнейших
американских истребителей "Уайлдкет" с шестью крупнокалиберными
пулеметами на каждом - общим количеством 36 12,7-мм пулеметов
против одного бомбардировщика! Целый час они просто издевались
над ним, расстреливая его под любыми ракурсами, а у несчастного
видимо давным-давно кончились патроны... Но американцы так и не
смогли поразить его! Дело кончилось тем, что когда в изрешечен-
ных бензобаках этого "Бетти" кончился бензин - он просто зацепил
волны. Но поразительно - как долго он выдерживал безжалостный
огонь противника! То есть, живучесть самолета G4M в середине и в
конце войны - это две большие разницы...
